По воззрению создателя, точная связь меж финансовыми ресурсами и их внедрением - основной ключ к денежной стабильности хоть какой лизинговой компании. Из-за того, что это правило не соблюдалось большинством лизинговых компаний, у их и появились трудности.
Создатель также приводит свои советы по понижению вероятности неплатежей лизингополучателей.
В текущее время рынок лизинга переживает не наилучшие времена.Этот кризис, который стал первым огромным кризисом для русского рынка лизинга, показал, что очень многие лизинговые компании в Рф до недавнешнего времени нарушали главные правила ведения лизингового бизнеса.
В Рф сильно много лизинговых компаний. В последние годы их делали все кому не лень, не беря во внимание тот факт, что лизинг, как и неважно какая другая деятельность, имеет свою специфику.
Отсутствие познаний и опыта в лизинговой сфере привело к тому, что русские компании, кто по незнанию, кто преднамеренно, игнорировали опасности, о которых издавна было понятно в других странах.Практически еще не так давно казалась очень необычной узенькая специализация по секторам экономики либо по типу оборудования, которая существует посреди лизинговых компаний в Европе.
В Рф такую специализацию можно отыскать исключительно в лизинговых компаниях - дочках зарубежных компаний.
Вобщем, трудности есть и у высокоспециализированных компаний.
Если гласить о текущей ситуации на русском рынке лизинга, то главные, специальные конкретно для лизингового бизнеса трудности, с которыми сталкиваются лизинговые компании, так либо по другому связаны или с отсутствием финансирования, или с неплатежами, или со понижением платежеспособного спроса.
До того как на этом тормознуть, следует уточнить один принципный момент, дающий представление о сущности управления рисками в лизинговой компании.Если рассматривать лизинг с философской точки зрения, то, полагаем, большая часть согласится с тем, что лизинг - это посредничество.
(Необходимо обмолвиться, что полностью это утверждение применимо только к денежному лизингу, при котором клиент просто получает через лизинговую компанию финансирование. А лизинговая компания для этой цели рефинансируется банком либо другим денежным институтом.
Для операционного лизинга это не совершенно правильно, потому что в этом случае лизинговая компания на базе финансирования, приобретенного от денежных институтов, предоставляет клиенту на определенный срок услугу, в какой отлично выслеживается вновь сделанная (дополнительная) цена.)В любом секторе экономики посредничество сводится к продаже готового продукта, произведенного кем-то другим, и получению вознаграждения за услугу посредничества.
А раз лизинговая компания - посредник, она может продавать только то, что у нее есть.Приведем пример.
Если рефинансирование осуществляется в валюте, то и лизинговый контракт должен быть заключен в той же валюте, что и валюта рефинансирования.
Если рефинансирование базируется на плавающей ставке (LIBOR, EURIBOR, MOSPRIME и т.п.), то и лизинговый контракт должен базироваться на этой же плавающей ставке.
Не считая того, он должен предугадывать возможность пересмотра сумм лизинговых платежей сразу с индексацией кредитного контракта.Если в договоре меж лизинговой компанией и денежным институтом содержится условие о преждевременном расторжении, соответственное условие должно быть внесено в контракт лизинга, который финансируется из этого источника.
Точная связь меж финансовыми ресурсами и их внедрением - основной ключ к денежной стабильности хоть какой лизинговой компании.Из-за того, что это правило не соблюдалось большинством лизинговых компаний, у их и появились трудности.
Броский пример нарушения этого базисного правила - финансирование среднесрочных (3-5 лет) лизинговых договоров с фиксированной ставкой за счет «дешевых» средств (маленький срок, плавающие ставки, кредиты в зарубежной валюте).
И такие случаи не уникальность.
В итоге таковой политики потерявшие осторожность лизинговые компании до начала денежных потрясений демонстрировали очень отличные результаты.
Но когда разразился кризис и начались трудности с ликвидностью, конкретно те лизинговые компании, которые основывались на «коротких» деньгах, первыми попали под удар.
И отныне их трудности только начались.Трудности с привлечением финансирования
Чтоб закрыть позиции, таким компаниям пришлось срочно находить новое финансирование и соглашаться на завышенные ставки, существовавшие тогда на рынке.Но даже при завышенных ставках кредитования рефинансирование удалось отыскать далековато не многим.
Некие компании не пошли на рефинансирование, потому что более высочайшая цена заемных средств стукнула по рентабельности, сделав нецелесообразным продолжение лизинговой деятельности.
Часто такие лизинговые компании начали в спешке добиваться преждевременного расторжения лизинговых договоров.
Другими словами, последствия некомпитентной политики были явны: финансовое состояние компаний резко усугубилось, что сделало фактически неосуществимым получение новых кредитов.Ситуацию ухудшила девальвация рубля, проведенная ЦБ РФ в конце 2008 года.
Денежные характеристики лизинговых компаний значительно усугубились, по последней мере на бумаге, как следствие переоценки пассивов и отсутствия соответственной переоценки активов в русском бухгалтерском учете.Таким макаром, у банков сложилось представление о том, что финансовое положение в большинстве лизинговых компаний очень нехорошее.
В итоге финансирование лизинговых компаний стало считаться делом очень рискованным.
В конечном итоге даже на данный момент, когда в большинстве собственном трудности с ликвидностью уже решены, лизинговые компании как и раньше испытывают трудности с привлечением финансирования, расплачиваясь за рискованную политику, которой придерживались в прошедшем.Неувязка неплатежей
Кроме сложностей с финансированием, в период кризиса большая часть лизинговых компаний столкнулись также с неувязкой неплатежей.
Лизинговые компании, как, вобщем, и банки, очень чувствительны к изменениям конъюнктуры, потому что трудности, зародившиеся в каком-либо секторе экономики, потом так либо по другому отражаются на денежных институтах, прокредитовавших этот сектор экономики.
Во время кризиса денежные университеты в особенности восприимчивы к тем нехорошим изменениям, которые в конечном итоге приводят к росту числа неплательщиков.Но стоит увидеть, что неувязка неплатежей не всегда связана с плачевным состоянием клиентов: посреди неплательщиков встречаются не только лишь неплатежеспособные компании, да и те, кто в силу тех либо других обстоятельств просто не желают либо не считают необходимым платить.
Можно условно поделить всех неплательщиков на три группы:
1. Клиенты, чье финансовое положение вправду усугубилось и является предпосылкой, по которой клиент закончил делать обязательства по договору лизинга (другими словами те, кто платить не может).2. Клиенты, пользующиеся сложившейся ситуацией для того, чтоб не платить (платить могут, но не желают).
3. Клиенты, которые воспринимают лизинг как очевидную аренду и предпочитают возвращать оборудование, которое резко свалилось в стоимости, чтоб позже приобрести схожее оборудование на более прибыльных критериях (платить могут, но не будут, если есть более удачная кандидатура).
К огорчению, такие, безнравственные исходя из убеждений лизинговой компании, случаи не уникальность.Мы бы не желали останавливаться на том, что конкретно необходимо делать в схожих ситуациях.
Решения, принимаемые лизинговыми компаниями. в большинстве собственном идентичны меж собой и отлично всем знакомы.
Но заметим, что еще на стадии заключения сделки можно значительно уменьшить опасности, связанные с появлением неплательщиков, относящихся ко 2-ой и третьей группам, и предупредить значительную часть утрат, связанных с неплательщиками, относящимися к первой группе.
Сначала, по сопоставлению с другими финансовыми институтами у лизинговой компании (по последней мере на теоретическом уровне) есть очень принципиальное преимущество, которое состоит в том, что лизинговая компания является собственником предмета лизинга, за использование и владение которым должен платить клиент.
Но для того, чтоб право принадлежности можно было рассматривать как реальное преимущество, нужно также, чтоб предмет лизинга обладал определенной «ценностью» для клиента и у лизинговой компании была бы настоящая возможность изъять предмет лизинга в случае необходимости.Очень принципиальным, можно сказать главным, является качество предмета лизинга, а если быть более четким, его «ценность» для клиента.
Чем меньше «ценность»для клиента, тем больше приходится надеяться на его этико-моральные свойства и финансовое благополучие.Можно сказать, что «ценность» определяется легкостью, с которой клиент готов отрешиться от предмета лизинга и, соответственно, от наших услуг.
Чем труднее и сложнее клиенту отрешиться от нашего основного средсва, тем ценнее это средство для клиента.Какие причины, не считая этико-моральных, могут повысить ценность объекта в очах клиента?
1. Рыночная цена данного предмета лизинга по сопоставлению с его остаточной ценой по графику лизинговых платежей.
Чем больше рыночная цена превосходит остаточную цена по графику лизинговых платежей, тем паче ценно основное средство для клиента.
Причина ординарна: клиент почти всегда не захотит терять средства, которые просто заработать. Отказываясь от лизингового оборудования, клиент растеряет разницу, которую получил бы, продав это оборудование по рыночной цены и за ранее оплатив лизинговой компании остаточную цена.
Очевидно, таковой вариант вероятен исключительно в случае существования вторичного рынка для этого предмета лизинга.2. Значимость предмета лизинга для деятельности клиента.
Основное средство принципиально для клиента, если без этого основного средства у клиента возникнут суровые трудности, прямо до невозможности продолжать существующую деятельность.
На 1-ый взор может показаться, что к этой категории относится хоть какое промышленное оборудование, но это не так.
Хоть какое промышленное оборудование может быть определено в одну из последующих 3-х групп:1. Оборудование, являющееся частью нового проекта в новейшей для компании области деятельности.
Значимость основного средства для клиента в данном случае мала, потому что она находится в зависимости от огромного количества причин, связанных с реализацией проекта.
Почти всегда такие проекты рассматриваются компанией как вкладывательные и до самого последнего момента могут быть остановлены либо изменены.
Компания может совсем не сложно отрешиться от вашего основного средства или поменять его на приобретенное у вашего соседа.Часто клиенты до конца не обдумывают все варианты вероятных инвестиций, не анализируют все опасности.
Даже на финишных шагах проекта клиент может решить, что что-то должно быть изготовлено по-другому.
Не считая того, лизинговые компании по оборудованию нередко не устанавливают аванс или делают его наименьшим, тем облегчая клиенту принятие решения об отказе от проекта либо же только от лизингового оборудования.
2. Основное средство, участвующее в оптимизации производства продукции и (либо) повышении эффективности производства продукции.
Значимость предмета лизинга для клиента - средняя.Компания может выжить и без этого основного средства, но, владея и пользуясь им, она может прирастить объем выручки и (либо) поднять рентабельность.
Почти всегда ценность такового типа главных средств значительно падает в периоды кризиса, экономического спада, денежных заморочек.
В период, когда все стремятся достигнуть наибольшей эффективности по затратам, отказ от такового основного средства, в особенности если оно не употребляется с наибольшей загрузкой, может показаться логичным решением большинству компаний.Конкретно этот тип главных средств был предметом лизинга в большинстве лизинговых договоров, заключенных в последние годы.
В критериях экономического роста и неизменного роста спроса оборудование покупалось конкретно под повышение объемов производства.На этот момент, когда на большинстве рынков рост не наблюдается, часть этого оборудования просто не употребляется.
3. Главные средства, без которых продолжение текущей деятельности компании фактически нереально.
Ценность предмета лизинга для клиента наибольшая.
Если вприбавок поменять такое оборудование на техническом уровне трудно, то значимость такового оборудования в очах клиента становится только больше.
Можно привести несколько примеров, начиная с серверов для хранения данных (сами серверы не имеют большой ценности, но данные, находящиеся в этих серверах, являются актуально необходимыми для компании) и заканчивая линией для предпродажной подготовки продукции, без которой создание этой продукции теряет смысл, потому что рынка незавершенного производства для этой продукции не существует.Не считая ценности, которую представляет для клиента предмет лизинга, важным является и то, может ли лизинговая компания изъять принадлежащее ей имущество.
Естественно, хоть какое решение по изъятию должно быть прекрасно проанализировано с экономической точки зрения. При всем этом должны быть приняты во внимание как издержки на ремонт, хранение, транспортировку и т.п., так и рыночная цена имущества.
Конкретно возможность изъятия лизингового имущества, обычно, ускользает из поля зрения в момент одобрения финансирования.Кроме случаев мошенничества, когда предмет лизинга исчезает, еще есть два варианта, когда изъятие фактически нереально:
1. Предмет лизинга размещен на местности объекта с ограниченным доступом (территория военной базы, охраняемого объекта со особым режимом и т.п.).2. Предмет лизинга участвует в предоставлении соц услуг, актуально принципиальных для населения (производит тепло, электроэнергию, очищает воду, перерабатывает ядовитые отходы и т.п.).
Как мы уже гласили, этот риск, другими словами невозможность изъятия, почти всегда был проигнорирован лизинговыми компаниями.На данный момент конкретно этому риску следует уделять особенное внимание, потому что значимая часть инвестиций этого и следующих годов будет ориентирована на развитие конкретно социально важных объектов инфраструктуры.
Таким макаром, толика рынка, которая приходится на предметы лизинга, относящиеся к этой группе, в наиблежайшие годы значительно вырастет.Понижение платежеспособного спроса
Что касается заморочек, связанных со понижением платежеспособного спроса и сокращением объемов лизингового рынка, эти трудности, непременно, близки всем компаниям, которые на нем работают.Феномен состоит в том, что раздельно взятая лизинговая компания не в состоянии как-либо воздействовать на текущую ситуацию на рынке, но ситуация на рынке почти во всем находится в зависимости от поведения большинства лизинговых компаний.
Можно даже сказать больше: часто конкретно мы, лизинговые компании, осложняем текущую ситуацию.На наш взор, понижение спроса спровоцировано сначала 2-мя факторами - экономическим и психическим.Экономический фактор
Беспристрастно говоря, экономическое положение многих компаний, действующих на рынке, значительно усугубилось.Трудности в нескольких секторах экономики очень стремительно распространились в большей либо наименьшей степени на всех.
Многие компании задумываются только о том, как пережить трудные времена, стремятся улучшить издержки и даже не ведут разговора о том, чтоб делать инвестиции (не из чего).Сразу с этим в критериях, когда цены на новые главные средства падают, лизинговые компании обязаны наращивать размер аванса, для того чтоб обезопасить свои инвестиции от такового падения.
Такое движение со стороны лизинговых компаний еще более уменьшает платежеспособный спрос на лизинговом рынке.С экономической точки зрения, для того чтоб выйти из кризиса, необходимо активизировать потребление.
На макроэкономическом уровне все это понимают, но, к огорчению, когда идет речь об личных действиях, все происходит напротив.
Все ожидают, что потребление будет простимулировано кем-то другим, и как следствие потребление продолжает падать.
Психический факторВсем нам отлично понятно, что некие компании, невзирая на кризис, на данный момент ощущают себя достаточно отлично.
Одни это признают, другие - нет.Что более трагично, большая часть платежеспособных компаний, руководствуясь принципом осторожности, оставили инвестиции до наилучших времен, даже если у этих компаний нет ни одной беспристрастной предпосылки так себя вести с экономической точки зрения.
Другими словами, боязнь 2-ой и третьей волны кризиса принуждает их сокращать объемы собственной деятельности.
Сразу с этим денежные университеты (банки, лизинговые и факторинговые компании), сталкиваясь с ростом числа неплательщиков, ужесточают условия одобрения сделок в надежде на улучшение ранца.Следствием этого факта будет то, что еще посильнее сокращается количество компаний, которые могли бы получить финансирование, соответственно, платежеспособный спрос падает еще посильнее.
Так набирает обороты водоворот недоверия к завтрашнему деньку, отдаляя момент выхода из кризиса.
* * *Подводя результат произнесенному выше, мы желали бы отметить, что причина большинства заморочек, с которыми сталкиваются лизинговые компании на данном шаге развития рынка, кроется сначала в поведении самих же лизинговых компаний.
Приходится рассчитываться за ошибки, совершенные в прошедшем.
С другой стороны, такое развитие событий полностью нормально, это в собственном роде естественный отбор: выживет тот, кто сумеет извлечь уроки из приобретенного опыта.
четверг, 12 июля 2012 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий