Когда в семье - алкоголизм, наркомания, обычно, активность в поисках исцеления хворого проявляют его родные.
Они - не он сам - выяснят о спецах, звонят по телефонам доверия, ведут его в стационар, смотрят за выполнением предписаний доктора, стараются предупредить срывы. И не только лишь поэтому, что желают спасти близкого человека - жизнь плечо о плечо с таким болезнью тяжела для всего его окружения.
К огорчению, описанная активность не за себя, а "а за того парня" - заместо хворого - ничего не может поменять в ситуации. Так стараться - все равно, что рыбе биться об лед.
Вобщем, последствием срывов является не принципное изменение стратегии поведения, а утрата надежды, утрата веры в помощь профессионалов. Распробовав раз-другой "вылечивать собственного хворого", семья нередко вообщем опускает руки.
А болезнь и ее последствия как для хворого, так и для его близких тем временем прогрессируют. И для окружающих в очередной раз подтверждается мировоззрение, что такие заболевания спецы вылечить не могут ...
Думаю, нашему обществу нужен "переворот в сознании" относительно нареченных заморочек. Что я имею в виду? Когда идет речь о таких сложных заболеваниях, как алкоголизм и наркомания, публичное мировоззрение очень упрощает картину.
Бытуют легенды и легенды о причинах, конфигурациях, происходящих в организме и психике, последствиях для близких пьяницы и наркомана, путях излечения. И этими слухами люди руководствуются, в то время как нужно переосмысление ситуации, более глубочайшее осознание картины заболевания.
Что конкретно имеется в виду:
Еще в 30-е годы в США в дополнение к мед помощи люди, страдающие алкоголизмом, стали собираться в группы взаимопомощи АА (Анонимные Пьяницы).
Практически сразу стали собираться и группы взаимопомощи Ал-Анон - для родственников алкоголиков. Основой их деятельности является общая программка "12 шагов".
В группах человек получает помощь анонимно и безвозмездно. За десятилетия существования мировые общества АА - Ал-Анон выработали свои принципы, традиции, стали выпускать и распространять специальную литературу.
Докторы и психологи всего мира сейчас советуют химически зависимым и членам их семей программку "12 шагов" как реабилитационную и профилактическую. Есть особые группы взаимопомощи для малышей алкоголиков, внуков алкоголиков (АКОА, АЛ-Атин).
У нас в стране еще сначала 90-х подобные группы работали практически подпольно. Тогда многие наркологи "в штыки" принимали необходимость сотрудничества с психологами и способности чисто словесной и непрофессиональной психотерапии, которую люди получают в АА, АN (Анонимные Наркоманы), Ал-Аноне, Нар-Аноне (группа самопомощи для родственников и друзей наркоманов).
Вот тогда мне довелось участвовать в дискуссии, где два мужественных пьяницы ведали докторам 1-го из столичных наркодиспансеров, как неудачно по много раз они лечились классическими и нестандартными методами и как на короткий срок хватало им этой мед помощи. Они ведали о группах АА, благодаря которым по нескольку лет уже прожили в трезвости - докторы дотошно, как на экзамене, задавали вопросы.
Энтузиазм я увидела только у нескольких юных профессионалов.
За 10 лет отношение критически-оборонительное поменялось на дела сотрудничества.
Сейчас некоторое количество видов групп взаимопомощи собирается и в Казани, есть такие группы в республике, о их знают в диспансерах и Центрах профилактики.
Информацию об адресах, расписании собраний можно выяснить в ГНД, РНД либо по телефону (8432) 43-90-70 (по этому же номеру с 10 до 20 можно и поболее непосредственно проконсультироваться с психологом либо же записаться на очную встречу).
Зачем люди приходят на собрания групп взаимопомощи? Там они обучаются обдумывать все, что с ними происходит, веровать в конфигурации к наилучшему, оказывать друг дружке поддержку, заного разговаривать, делятся вместе надеждой, опытом выживания в критериях тяжеленной заболевания, помогают поменять отчаяние на здравомыслие.
В забугорных Центрах по исцелению алкоголизма и наркомании одиночных пациентов, обычно, уже не принимают: договор об оказании помощи заключается для всей семьи. Делается такое не просто из человечных мотивов: только те близкие пьяницы (наркомана), кто получил специальную помощь, становятся соучастниками процесса излечения и для самого хворого.
Что все-таки это за особая помощь и почему в ней есть необходимость?
Состояние, развивающееся у родственников (близких друзей) хворого хим зависимостью, спецы именуют СОЗАВИСИМОСТЬЮ.
На самом деле созависимость - это преломления личности и нарушения здоровья от жизни рядом с таковой неудачой. Созависимость - это последствие неизменного стресса, специфичных перенагрузок, смешивания ролей в семье (когда "мать тянет за двоих": за себя и пьющего жена, когда ребенок опекает пьющую мама, выполняя заместо нее (в отношении нее) родительские обязанности, приводя ее в чувство после запоев, следя за ее трезвостью, не получая как ребенок нужного внимания взрослого любящего человека).
Какие же конкретно конфигурации происходят с человеком в семье пьяницы (наркомана)?
Можно именовать две группы таких конфигураций: соматические и психические.
Соматические симптомы проще найти беспристрастно - для самого созависимого эти нарушения здоровья остаются, обычно, незамеченными: его внимание сконцентрировано на здоровье и поведении другого человека.
На собственные мигрени, нервное истощение, депрессию, бессонницу, разные заболевания "на нервной почве" (сердечко, желудок, позвоночник и т.д.) родственники пьяницы (наркомана) не находят времени, сил, ну и подабающего внимания. Просто наглотаться пилюль - даже рекомендованных доктором - в этом случае помогает на короткий срок - жизнь-то остается как и раньше в ситуации приобретенного стресса.
Психические же конфигурации кажутся, на 1-ый взор, даже "привлекательными": "трудоголизм" (страсть к работе), перфекционизм (рвение к безупречности, к совершенству), контролирующее поведение, жертвенность, выносливость ("тянет" нескольких малышей, две-три работы, пьяницу-супругу (а) - и никогда на больничный не прогуливался (а)!). Публичным воззрением нареченные свойства обычно приветствуются как положительные и даже предпочтительные.
Потому родственникам нездоровых алкоголизмом (наркоманией) только соболезнуют (как не подфартило с женой, с отпрыском), не подозревая о необходимости избавляться от нареченных последствий соприкосновения с зависимостью: их "стойкость" - только кажущаяся, всего только "наведение марафета" на измученное лицо.В чем все-таки точка зрения профессионалов в отношении перечисленных свойств в корне отличается от публичного представления? - За снаружи симпатичным поведением кроются глубочайшие деформации личности.
Трудоголизм, перфекционизм, контролирующее поведение, жертвенность - компенсирующие образования.
Попытку спасти положение семьи такими "доморощенными средствами" я бы сравнила при помощи тонущему человеку, выручать которого кидается не умеющий сам плавать.
Кидается на помощь, не раздумывая, прямо с детками и сумками в руках - заместо того, чтоб кликнуть проф спасателей либо хотя бы пловцов, отдыхающих рядом на песке с большенными табличками на спинах и груди: "СПАСАЕМ ТОНУЩИХ, ПОМОГАЕМ Вернуть Душевное спокойствие РОДСТВЕННИКАМ" (последний гротескный штришок - для подчеркивания абсурдности того, как несуразно семья не обращается к спецам либо не верует очам своим). Можно именовать приведенный пример-образ нерассуждающим героизмом либо любовью (так считает публичное мировоззрение) , а можно и - отсутствием здравомыслия.
С отсутствием здравомыслия смешиваются неуверенность внутри себя, отсутствие переживания своей значимости и ценности (самоуважение, как и почтение окружающих, "нужно безпрерывно зарабатывать" - нереально позволить для себя ни отдохнуть, ни расслабиться - вот "психическая подноготная" трудоголизма) приобретенная неудовлетворенность своими фуррорами (невзирая на выдающиеся, может быть, награды: ребенок из семьи пьяницы завоевывает 1-ые места на Олимпиадах, получает золотую медаль - и все равно эти заслуги его "не греют": "нужно обосновывать свою состоятельность опять и опять" - такое состояние спецы именуют "перфекционизмом"), зависимость от одобрения (похвалы, комплиментов) окружающих (даже случайных прохожих), боязнь ошибок, болезненное отношение к критике - за всеми нареченными тут особенностями психики стоит незрелая заниженная самооценка.
Человек с таковой самооценкой не способен к здоровому утверждению собственных прав: ему трудно просить, тем паче, - добиваться, нереально отказывать. Подростков с высочайшим риском зависимости (а у малышей из семей с алкоголизмом и наркоманией риск самим захворать либо связать свою жизнь с человеком зависимым - до 70-80%) потому на профилактических упражнениях, сначала, учат подымать уровень самооценки и защищать свои психические права.
Чувственный наркоз - так бы я именовала очередной очень принципиальный комплекс симптомов созависимости. Жизнь в критериях сильного приобретенного стресса, ужаса опьяненной злости не оставляет способностей для "мягеньких", "гуманных" эмоций: доверия, нежности, юмора.
Все чувственные полутона "замораживаются", перекрываются гневом, стыдом, виной, обидами, опаской за будущий день.
Отсутствие здоровой отстраненности от трудности прогрессирует до неразличимости собственных психических границ (дочери постыдно перед одноклассниками, когда папа является опьяненным в школу - "постыдно за папу", а отцу, вроде, не постыдно; супругу постыдно ходить в гости с супругой, которая сходу "налимонится" и пошло-поехало - "постыдно за супругу" - а это ведь ей нужно стыдиться собственного поведения).
Супруга и позже уже малыши не могут жить собственной жизнью, а пребывают в чувственном плену от того, "напьется либо не напьется сейчас папа" ("какой здесь денек рождения, когда папа задерживается уже на два часа...", "и математика в голову не лезет: что будет, когда мать возвратится с "девичника"..."). Контролирующее поведение (ходить только совместно в гости, добиваться отчета о заработной плате (либо получать ее по доверенности), отвозить-встречать на работу-с учебы , находить и выливать спиртное, не звать к телефону, отправлять принудительно на исцеление, переводить на другую работу либо в другой университет) - еще больше грубое смешивание границ собственного и чужого "Я".
Все полнее живя чужими неуввязками (алкоголизм - неувязка определенного человека - 1-го из семьи), контролируя чужую жизнь, созависимые родственники (либо друзья) перестают уделять свое внимание на собственные насущные потребности; стыд и боль "за другого", "отмораживание" всей палитры т.н. положительных чувств приводят к социальной изоляции. - А это, в свою очередь, усложняет излечение для каждого.
Нареченные психические преломления "прячутся" за компенсирующим поведением и неприметны для окружающих и себя самого на фоне более ужасного явления, каким является алкоголизм и наркомания.
Т.е. к списку конфигураций непопросту добавляют общее понижение чувствительности.
Выход из описанной сложный ситуации - в преодолении социальной изоляции, в воззвании за психической помощью для себя самого. Практика указывает, что как хотя бы один человек из семьи начинает идти к собственному излечению, за ним тянутся и другие.
Практика указывает, что черты созависимости передаются от поколения к поколению, т.о. передается и риск заболевания или вступления в брак с человеком, страдающим алкоголизмом либо наркоманией. Остановится ли на мне "опьяненная эстафета поколений"? - для утвердительного ответа на этот вопрос не достаточно самому не пить, не колоться - нужно сгладить черты "психической ущербности", которые заострились, м.б., еще в семье бабушки, хотя пьющего дедушку внуки никогда и не лицезрели.
ИНФОРМАЦИЯ: В городке работает консультативный пункт от ГНД - там можно слушать лекции об алкоголизме и наркомании (Пушкина,11, справки по тел.
93-38-10).
Лекции для членов семей алкоголиков (наркоманов) читаются и в помещении службы "Сердэш" по средам в 17-00 ((Годовикова, 14 - справки по телефону 71-15-80).
Группы взаимопомощи АА (Анонимные Пьяницы), АN (Анонимные Наркоманы), Ал-Анон, Нар-Анон (для родственников и друзей) собираются в РНД, во всех филиалах ГНД, профилактическом Центре "Выбор", при нескольких церквях - подробнее расписание собраний можно выяснить в реабилитационном Центре "Преодоление" ГНД (тел.
78-39-33 , по телефону доверия для химически зависимых 43-90-70)
Информация справочного нрава о работе по дилеммам с ПАВ (на психическом уровне активными субстанциями) по республике и психической помощи в РТ - на обновляющемся веб-сайте Центра Веб КГУ "Веб против наркотиков": nodrugs.ksu.ruО выздоровлении от созависимости можно прочитать в последующих книжках:
Майтова Вера Михайловна, Майтова Ольга Викторовна, "Исповедь мамы бывшего наркомана\ Как защитить малышей от наркотиков - 2000 г.Битти Мелани, Пьяница в семье, либо Преодоление созависимости: Пер. с англ. - М.: ФиС, 1997 - 331 с.
Москаленко Валентина Дмитриевна, "Зависимость: домашняя болезнь" - 2002 г.
Москаленко Валентина Дмитриевна, Легенды и действительность интимности - 1992 г.Москаленко Валентина Дмитриевна, Что угодно для души - 1991 г.
Москаленко Валентина Дмитриевна, Если папа пьет - 1986 г.Горюнова Татьяна, психолог
пятница, 12 августа 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий