Современное журналистское образование в Казахстане связано с большенными неуввязками.
Низкое качество образования привело к тому, что в прессе появились публикации, призывающие к закрытию специальности "Журналистика" по стране. А именно, одним из выразителей таких мыслях является С. Козыбаев, который при всем этом выступает за сохранение журналистского образования исключительно в вузе, в каком он преподает, в КазНУ им.
Аль-Фараби.
Подобные заявления можно разъяснить и беспристрастными причинами и конъюнктурными соображениями.Каковы же конкретные предпосылки?
В русские годы специальность «Журналистика» создавалась с целью обучения проф пропагандистов. С распадом же Союза эта база образования на журналистских факультетах пропала. Сохранилась только форма.
Эта форма была заполнена теми дисциплинами, которые более соотносятся со сферой журналистской деятельности. Но разумеется, что системообразующий стержень был изъят.
Заканчивающие исторический факультет имеют целостное представление о мире через призму истории. Выпускники технических вузов глядят на мир через призму чисел и законов природы.
А через преломление какой области познаний глядят на мир выпускники журналистских факультетов?
Практика указывает, что выпускники этого факультета часто не имеют системного миропонимания, так как преподаваемые дисциплины не пронизаны единым духом, не осмыслены через некоторую системообразующую философию.
Почему так происходит? Частично это связано с тем, что в критериях недостатка преподавательских кадров обучение ведут спецы из смежных либо схожих дисциплин.
В большинстве случаев это филологи либо же спецы из других гуманитарных наук. Часто в преподаваемых предметах – в содержании курсов, в способах и подходах - нет той особенной философии специальности.
И если ранее этой философией, как указывалось выше, были концепции идеологии и пропаганды, то на данный момент ее нет просто нет.И так как студенты-журналисты не лицезреют мир вокруг нас через присущую только этой специальности философию, не чувствуют значимости и наслаждения от абстрактного познания, некоторой науки журналистики, они обращаются к практической стороне дела.
Студенты считают, что основная задачка факультета и преподавателя – обучить быть журналистом. Да и эти утилитарные потребности не реализуются. Как было отмечено выше, почаще всего дисциплины ведут люди, оторванные от практики журналистики.
Они не могут дать представления об особенностях практических качеств специальности. В этих критериях беспристрастно складывается мировоззрение, что журналистское образование глупо.
Сотрудники организации MediaNet, которые проводят курсы для журналистов, говорят, что обучаться на журналиста не надо. Чтоб стать журналистом довольно пройти двухмесячные курсы, на которых будут даны советы как брать интервью, как писать лид, каким образом оформлять статьи, как снимать и фотографировать и т.д..
Вправду, эти курсы дают почти все. Но можно ли согласиться, что журналистское высшее образование не надо?
Сущность института заключается не только лишь в том, чтоб обучить практическим нюансам специальности.
Если охото практики – можно пойти в проф.тех.училище.
Там будет дана только практика – на курсах маляра скажут, как соединять краски, как водить кистью.
Ничего излишнего – ни об истории малярного дела, ни о природе красок и т.д.. Институт – это не проф училище. Задачка Института дать системное познание о природе, обществе и человеке, сформировать целостное миропонимание.
Студенты журналистских факультетов понимают это в наименьшей степени, ежели студенты других специальностей – так как конкретно в медиасреде культивируется мысль о ненужности высшего образования в сфере журналистики.
Конкретно этот тезис необходимо непременно временами проговаривать при общении со студентами-журналистами. Они должны осознавать, для чего необходимы курсы, а для чего нужен Институт.
Но если мы, преподаватели, частично отказываем им в преподавании чисто практики, они должны получить в качестве компенсации ту системообразующую философию, через призму которой они будут созидать мир. И если филологи глядят на мир через теорию языка, арифметики – через мир чисел, то что должно стать смыслообразующим для журналиста?
Ответ на этот вопрос – философия инфы.
Студенты с первого курса должны обучаться относиться к инфы не как к инструменту собственной работы, как к форме и методу жизни. В особенности это животрепещуще в эру так именуемого информационного общества, когда информация становится основой, ведущим фактором.
За четыре года студенты должны научиться обдумывать «мир как текст»[1] и «невозможность мира вне текста». Должны преподаваться дисциплины, раскрывающие сущность парадокса инфы и формы его воздействия на людскую жизнь, на население земли вообщем.
Нужны исследование первоисточников - Д. Бэлл «Грядущее постиндустриальное общество», Кастелс «Галактика Интернет», Э. Тоффлер «Шок будущего» и «Третья волна», С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», работы постструктуралистов и постмодернистов (конкретно они создали акцент на осознании мира как текста), необходимо учить герменевтике – будь то истолковании Священного писания и «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла, давать системное видение теорий массовой коммуникации и почти все другое. На самом деле, необходимо перестраивать всю концепцию журналистского образования, подчиняя все предметы философии инфы.
Но для этого необходимо развивать научные школы, изучающие информацию, готовить профессионалов. Пока же существующая система не предугадывает, а частично и не в состоянии провести подобные преобразования.
Частично из-за скептицизма относительно необходимости таких подходов, частично благодаря полной бюрократизации институтского образования.
Разумеется, что без структурных конфигураций журналистское высшее образование будет и дальше пребывать в кризисном состоянии.p.s.
Ранее по данной теме высказывался в группе "В контакте", но с течением времени пришло несколько другое осознание заморочек.Оригинал статьи на моем блоге sabitov.kz
четверг, 15 сентября 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий