Разрешение глобальных проблем современной планетарной цивилизации требует наличия целого комплекса соответствующих условий: материальных, духовных, политических и других. Наиболее важными из них являются изыскание материальных средств, привлечение к данному делу интеллектуальной мировой элиты, особенно ученых различных отраслей науки, наличие политической воли государств взаимодействовать в региональном и мировом масштабах на двусторонней и многосторонней основе и мирных условий существования.
Необходимые материальные средства могли бы быть получены за счет кардинального сокращения гигантских военных расходов.
Ежедневно в мире на военные цели идет более триллиона долларов. Только расходы на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки достигли к настоящему времени, по оценке ООН, от 70 до 80 миллиардов долларов в год или примерно четверть всех мировых затрат на науку.
Даже частичное перемещение некоторых из них на мирные цели позволило бы существенно увеличить ассигнования на охрану окружающий среды, на реализацию задач демографической политики, приумножение культурных ценностей, создать необходимые продовольственные запасы, увеличить помощь развивающимся странам, победить многие болезни, существенно уменьшить неграмотность, сократить безработицу, уменьшить количество бездомных и отчаявшихся в жизни людей.
В настоящее время происходит закладка методологического фундамента под новую идеологию медицины, в которой будут глубоко уточнены результаты научной революции 20 века.
Социологизация, гуманизация, экологизация, выступающие сегодня как главные тенденции развития медицины, должны, по всей вероятности, привести к качественно новому характеру теоретико-методологических и практических связей медицины с науками о развитии человека и общества, эволюционной теорией и экологией. Соединяясь с менее явными процессами технизации (индустриализации, кибернетизации, информатизации), вышеуказанные главные тенденции развития медицинской науки создают то новое «семантическое поле», в рамках которого идет формирование новой философии и идеологии медицины.
Новая методология медицинского мышления должна помочь современному врачу глубоко осознать системно-комплексный характер связей человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах.
Тенденция экологизации ставит вопрос о коренном улучшении общебиологической подготовки будущих врачей, включении в учебные программы вопросов структурной организации жизни и процесса ее эволюции, выработки умения учитывать и работать с такими понятиями, как «популяция», «биоценоз», «экосистема» при изучении болезней человека, формировании здоровой среды и образа жизни человека. Существующие сегодня социально-психологические стереотипы ценностей медицинской профессии, основанные на монопольном положении клинических парадигм, должны энергично дополняться социальными и социально-экологическими компонентами.
Научно-технический процесс потребовал от человека разработки новой системы эко-аксиологических ориентации, связанных с биоэтикой, центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и смерти. В России существует духовно богатая традиция этики жизни.
Она связана с именами Н. И. Пирогова, Н. Ф. Федорова, П. А. Кропоткина, Н. К. Рериха, К. Э. Циолковского, Д. П. Филатова, А. А. Любищева. Российские мыслители трактовали жизнь как самоценность, как самодостаточную ценность.
Этика жизни бросала вызов смерти как впадению в хаос. Борьба со смертью за жизнь — один из постулатов этики жизни, с которым связано и ценностное отношение к жизни и к биосфере, выраженное в благоговении перед жизнью, в любви к жизни, в том числе и в религиозном принятии жизни как благодати.
А. Швейцер (1875—1965) оценивал жизнь как всеобщую ценность, человеческую жизнь как высшую ценность, трактовал общественный прогресс как духовный.
Концепция А. Швейцера «благоговение перед жизнью» виделась ему мировоззрением, в котором рядом существует миро - и жизнеутверждение и этика, основанные на мышлении. Благоговение перед жизнью означает любовь к жизни, которая хочет жить среди той жизни, которая хочет жить.
Жизнеутверждение есть духовный акт, в котором человек перестает жить бездумно и посвящает себя своей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до истинной ценности.
Утверждать жизнь, по А. Швейцеру, означает ее углублять, делать более духовной и усиливать волю к жизни.
Добро — это сохранение жизни, способствование ей и возвышение, развитие до наивысшей ценности.
Зло - разрушение жизни, нанесение ей вреда, подавление.
В этом, по мнению А. Швейцера, и заключается фундаментальный принцип нравственности, к которому с необходимостью приводит мышление.
Благоговение перед жизнью содержит жизнеутверждение и этику, сплавленные в единое целое. Целью благоговения перед жизнью является создание ценностей и содействие материальному, духовному развитию человека и человечества.
Духовное и этическое совершенствование человечества выступает наивысшим идеалом, являющимся главным критерием социального прогресса. Основой экологической этики является принцип, в соответствии с которым человек не должен делать ничего такого в отношении себе подобных, животных и природы в целом, чего не хотел бы, чтобы делали в отношении него.
И. Т. Фролов справедливо утверждает, что интересы преодоления разрыва биоэтической теории и практики требуют обсуждения и внедрения конкретных биоэтических установок, таких, как единство науки и гуманистических ценностей, необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских и регулировать научные исследования, исходя из гуманистических ценностей (включая запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека). Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине.
Данный критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. Какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте.
Сутью экологической психологии является любовь к природе как черта характера человека и, прежде всего, любовь к братьям нашим меньшим, ко всему живому.
По мнению Э. Фромма, сущность экологической психологии заключается в биофилии, понимаемой как стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы.
понедельник, 10 октября 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий